Комсомольская правда 05.08.1982
СПАСИБО, МУЗЫКА
Наш корреспондент беседует с лауреатом премии Московского комсомола композитором Алексеем РЫБНИКОВЫМ.
До ночи сегодня предстоит работать композитору Алексею Рыбникову вместе со
съемочной группой "Мосфильма". Режиссер Савва Кулиш случайно встретил
его и спросил: не появились ли музыкальные идеи? Алексей предложил черновой
вариант. Режиссер-постановщик с ходу решил "подложить" музыку в уже
отснятый фильм...
Алексей Рыбников молод, но давно не новичок на киностудиях страны. И нет нужды
перечислять художественные, документальные, мультипликационные фильмы, к которым
он писал музыку. Их много.
В перерывах между записью мы с композитором ведем разговор:
- Музыка и духовность. Как это сейчас соотносится?
- Очень часто слышишь музыку, рассчитанную на восприятие только ушами, на импульсивное
восприятие. Но, кроме ушей, есть еще и душа. Нужно обязательно доставлять радость
душе. Если этого не происходит, произведение можно слушать неделю, две, месяц,
я потом оно устаревает... Все зависит от "начинки". Если человек вложил
душу, кровь, вещь будет жить. Музыка ансамбля "Битлз", к примеру,
сейчас слушается с таким же интересом, как и в момент возникновения, появления
первых дисков. И такая музыка интересна, мне она нравится, потому что осваивает
и новую технику, и новые возможности, которые дает электроника, и пытается синтезировать
достижения музыки прошлого с новыми достижениями техники.
...Идея рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" родилась у автора
сценария Павла Грушко. С Рыбниковым главный режиссер Московского театра им.
Ленинского комсомола Марк Захаров тогда только познакомился. Стали упорно работать
и достигли успеха - поставили музыкальный спектакль. У Алексея появилась возможность
соединить увлечение рок-музыкой с драматургией.
Через несколько лет Алексею Рыбникову пришла мысль написать оперу русскую, народных
корнях, и в то же время современную. В тот же театр, тому же режиссеру принес
Алексей свою идею. Из поэтов выбор пал на Андрея Вознесенского. Однажды на творческом
вечере поэта к нему подошли композитор и режиссер и рассказали, что они задумали.
Вознесенский предложил поэму "Авось!".
Сначала Алексей Рыбников на студии грамзаписи "Мелодия" осуществил
авторскую запись этой вещи - с привлечением Государственного русского хора СССР
под руководством Игоря Агафонникова, музыкантов оркестра Большого театра, ансамбля
ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, с использованием студийных
синтезаторов. 16 марта 1981 года на концерте-прослушивании эти исполнители представили
современную" оперу молодого композитора. И началась жизнь оперы "Авось"
как произведения. А через полгода появился спектакль.
В театральном мире явился на свет спектакль, где возвышенно звучат романсы,
хоралы, рок-ритмы, арии в стиле XIX века.
- Алексей, как Вы сами оцениваете эту свою работу?
- Написать современную оперу, так называемую рок-оперу, еще полдела. Ее еще
надо поставить. Это счастье, что нашелся театр им. Ленинского комсомола и режиссер
Зaxapoв. Другой такой театр найти невозможно, потому что везде свои устоявшиеся
каноны: как надо петь и как писать для певцов. В оперном театре - расчет на
мощь, красоту голоса, но, при этом иногда теряются нюансы драматической игры
актера, который может шепотом доносить сокровенное. В театре оперетты тоже своя
характерная манера пения, разговора, стилистика театрального представления.
Актерам же драматического театра не хватает профессионализма в пении.
Труппы везде устоявшиеся, и на какую-то постановку нельзя собрать специально
людей. Но в спектакле "Юнона и Авось" произошло исключение из этого
правила: удалось собрать профессиональные музыкальные силы. Вокалисты, пианисты,
ударник в ансамбле - выпускники музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
"Медная" группа - артисты разных московских оркестров, тоже профессиональные.
И хор составлен из профессиональных хористов. Поет из драматических актеров
в основном Николай Караченцов - можно сказать, что он почти профессиональный
певец. Немного поет Елена Шанина, подпевают другие актеры, но основная музыкальная
нагрузка ложится именно на профессионалов. И выхолит,-что на подмостках драматического
театра труппа из профессиональных музыкантов предоставляет современную оперу.
...Музыкальное дарование сразу распознать трудно. Алексея Рыбникова, к примеру,
поначалу не приняли в музыкальную школу. Но маму будущего композитора неудача
лишь воодушевила. Она повела сына в среднюю специальную школу им. Гнесиных и
в Центральную музыкальную школу. Он сдавал экзамены параллельно, его приняли
сразу в две школы: понравились сочиненные пьесы. Настойчивая мама и не подозревала
что через много лет "Дорожную песню" из телефильма "Про Красную
Шапочку" будут дети распевать в метро и на улицах. Что песни на стихи Рабиндраната
Тагора станет эмоциональным стержнем фильма "Вам и не снилось", и
наши, телезрители назовут ее лучшей песней года. Что в этом прекрасном фильме
режиссера-постановщика Ильи Фрэза музыка определит его тональность, будет созвучна
настроениям героев, передаст состояние их души. А настоящее признание пришло
сейчас: композитор Алексей Рыбников в числе создателей фильма "Вам и не
снилось" выдвинут на соискание. Государственной премии СССР.
Рыбникову повезло на учителя - того, кто в жизни бывает единственным. Десятилетнего
мальчика привели в класс к Араму Ильичу Хачатуряну, чтобы узнать, представляют
ли его сочинения какую-либо ценность и стоит ли к этому относиться серьезно.
Алексей показывал сценку из своего балета "Кот в сапогах". Арам Ильич
расспрашивал не о самой музыке, а об образной, драматургической стороне, обсуждал
подробности самого действия, потому что Хачатурян - композитор, который мыслит
драматургически. К мальчику он отнесся тепло, заинтересованно. И творчество
Рыбникова держал под своим контролем до поступления в консерваторию, в самой
консерватории, в аспирантуре. А позже несколько лет они вместе преподавали.
Только ли театр, только ли кино дают возможность экспериментировать, искать
новые грани в слиянии музыки и драматургии?.. Композитор работает с русским
фольклорным ансамблем под руководствам Дмитрия Покровского. Что это за ансамбль?
Вокал, народные инструменты и барабан. Чаще вместо ударных инструментов - топот
ногами. Сейчас композитор и ансамбль ищут темы для спектакля.
День на "Мосфильме" для съемочной группы выдался удачным. Все работали
спокойно. И только композитор волновался. Юную певицу умолял "поймать настроение"...
Будь то музыка в стиле неоклассицизма для "Сказок Старого Арбата",
хоровая ли музыка, соединенная с электроникой, для нового фильма Сергея Колосова
"Мать Мария" или современная рок-опера "Звезда и смерть Хоакина
Мурьетты", которую экранизирует Владимир Грамматиков,- она исходит из драматической
ситуации, и композитор органично вводит
в нее совершенно разные стили. Запишут ли сегодня музыку для фильма или для
новой пластинки - это будет музыкальный роман, подобный настоящей умной книге.
Н.ШЕХТЕР.