"ТРИ КИТА" СОВРЕМЕННОЙ ОПЕРЫ
Опера - это прежде всего театр. Театр современный, использующий. разнообразные средства художественной выразительности. Каковы его возможности и пути дальнейшего развития - об этом сегодня, говорит композитор Алексей Рыбников, автор музыкального спектакля "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и оперы, "Юнона" и "Авось". Он продолжает обсуждение проблем, к которым, обратились в своих статьях Микаэл Таривердиев ("0пера: попытка прогноза", "СК", 28 февраля с. г.) и Александр Холмиков ("Зачем мы пишем оперы?", "СК", 6 марта с. г.).
Говоря о современной опере, музыкальном спектакле, мы часто употребляем слово
синтез, смешение разных жанров соединение элементов спектаклей различного вида
оперы балета, драматического спектакля и т. п. Много говорят об этом как о новом
жанре. Но это как раз тот случай, когда модно вспомнить о хорошо забытом старом.
Если бы европеец XVI-XVII веков увидел современные музыкальные спектакли, он
бы воспринял их как должное - с пением, танцами, драматическими сценами и постановочными
эффектами. Только эффекты ему показались бы бедноватыми в сравнении с колесницами,
запряженными шестерками лошадей, бассейнами, фонтанами, неслыханной роскошью
декораций постановок его времени. Именно с синтетических, а вернее сказать с
синкретических зрелищ вообще начинался театр. И лишь позднее он раздробился
на певческий (опера), танцевальный (балет), разговорно-игровой (драма).
Если история движется по спирали, то, как раз на витке, соответствующем нашему
времени, произошло возвращение к уже бывшему, но возвращение, обогащенное всеми
техническими достижениями последних столетий. И сейчас мы видим в театре световые
эффекты с использованием лазеров голографии: электронная музыкальная аппаратура
и синтезаторы дают возможность вызывать к жизни звуки, позволяющие выразить
самые смелые композиторские идеи актеры, экипированные микрофонами могут донести
до зрителя самый широкий спектр эмоций: от крика до шепота слышного в самом
последнем ряду зрительного зала. Итак, мы видим неразъединенный, нераздробленный,
первозданный и вместе с тем современный, технически оснащенный театр.
Во все времена музыка была важным компонентом спектаклей. И не случайно именно
она стала главным организующим началом современного спектакля, о котором я говорил
выше. Пройдя грандиознейший путь развития за несколько столетий, она дала миру
в творениях гениев образцы высочайших духовных прозрений человека. И сегодня
музыка является, пожалуй, наиболее утонченным выразителем движений человеческой
души кроме того, она способна наиболее точно выполнить и вполне конкретную задачу
- организовать такой важнейший компонент драматического действия, как время.
В нашем столетии изощренная до предела европейская музыка подверглась серьезному
воздействию мощных ритмических структур танцев Африки, Азии, Латинской Америки.
Произошло слияние отдельных элементов европейского мелодизма, гармонического
мышления с принципами народного музицирования южных стран. Порожденные таким
образом джаз, рок-музыка, поп-музыка, казалось, грозили сделать традиционную
симфоническую музыку неконкурентоспособной. Однако к концу 70-х годов постепенный
переход "рока" в чисто коммерческую сферу и возникший стиль "диско"
остановили развитее творческого направления рок-музыки. Ритмический стереотип
"диско" сковал намертво творческую активность настоящих музыкантов.
Мне кажется, что сейчас, в середине 80-х годов, принципы, симфонизма, развитой
полифонии камерной музыки, вобрав в себя всю энергию лучших образцов "ритмической"
музыки 60-х, 70-х годов, используя арсенал тембровых средств от древнейших народных
инструментов до современной цифровой электроники, должны и обязаны пробить путь
к сердцам и умам миллионов слушателей, слушателей - даже тех, которые могут
воспринять лишь самые элементарные эстрадные песенки.
И все-таки что же такое "эта современная опера" с точки зрения структуры,
каковы законы построения формы, драматургии таких спектаклей?
Во-первых, самое главное - "три кита", на которых стоит этот вид искусства
- музыка, поэзия, драматическое действие, должны быть слиты воедино (подчеркиваю:
слиты, а не соединены), то есть ни одной ноты вне драматического действия, ни
одной драматургической коллизии вне законов музыкальной формы, ни одной самой
изысканной рифмы ради только лишь "высокой поэзии". Все элементы,
находясь в живой и взаимоподчиненной связи, рождают движение, движение мысли,
чувства, рождают, во всяком случае, должны рождать, полное погружение в сюжет,
полное сопереживание героям на качественно новом эмоциональном уровне.
И второе. Исполнение таких произведений не может быть замкнуто в рамках одной
только исполнительской школы, скажем, оперы оперетты, рок-оперы, мюзикла. Участникам
труппы, ставящей такой спектакль в исполнении арий и музыкальных речитативов
нужно уметь быть психологически правдивыми и достоверными на уровне высокопрофессионального
мастерства драматических актеров, в то же время в эпизодах, построенных на прозаической
разговорной речи нужно уметь сохранять чувство общего музыкального ритма движения
музыкальной формы спектакля то есть обладать ритмическим чувством современного
музыканта не говоря уже о собственно вокальном даровании и способности к пластической
выразительности.
Как видим, даже при самом первом приближении создание таких произведений требует
нетрадиционного мышления авторов и постановщиков требует специфической, неординарной
работы актеров. И, наконец, для реализации современных опер, будь то в театре,
на пластинке, в кино или на телевидении, необходимы серьезные организационные
усилия, терпение и понимание со стороны дирекции и администрации этих учреждений.
Сложностей и творческих, и связанных с практическим воплощением таких спектаклей
действительно много, но все же новые произведения этого жанра рождаются и находят
дорогу к своему зрителю, слушателю.
По моему глубокому убеждению, современная опера сегодня - это жизнеспособный,
популярный вид искусства, доступный и понятный многим. Она способна донести
до сознания каждого человека, до его сердца сложные и глубокие философские мысли,
помочь через сюжет через сопереживание героям принять и впитать в себя высокие
духовные понятия. А ведь именно это и есть высочайшая задача искусства.
Алексей РЫБНИКОВ.